Юж-озерный
Республика марий эл
2-3 августа
Баркемп 2025
«Завтра здесь»
Баркемп - это уникальный формат интеллектуального отдыха. Он объединяет атмосферу палаточного лагеря на природе, живое общение и выступления спикеров на самые актуальные темы.
Тема и концепция
Баркемп "Завтра здесь" - это разговор о нашем завтрашнем дне, который намного ближе, чем нам, порою, кажется. Мы рассуждали о будущем и о том, что оно рождается там, где о нем начинают задумываться и говорить; о том, что полотно будущего рождается прямо под нашими ногами; о планах, сценариях и мечтах - личных, коллективных, глобальных.
Спикеры баркемпа 2025
  • Петр Сафронов
    Эксперт в области организационного консультирования, кандидат философских наук
    Запретное слово на букву «Б»
  • Евгений Волков
    Архитектор исследователь в области социальной и концептуальной архитектуры
    Запретное слово на букву «Б»
  • Дмитрий Авангард
    Член литературного союза "Серебряный дождь", андеграундный автор
    «Трэш в литературе. Эволюция от Толстого до Паланика. Что дальше?»
  • Светлана Астраханцева
    Правозащитница
    «Запасные инструменты тишины»
  • Александр Есипёнок
    Эколог, член Российского Социально-экологического Союза
    "Экологические горизонты будущего"
  • Анастасия Селезнёва
    Эколог, соавтор проекта «Завтра мультикризис».
    "Экологические горизонты будущего"
  • Елизавета Меринова
    Участница общественных экологических инициатив, ведущая проекта "Микропластик - невидимая проблема"
    "Экологические горизонты будущего"
  • Влад Сакович
    Фасилитатор групповых процессов, peacebuilder, психолог. Участник проектов PeaceLab, «Гражданская фасилитация», «Мировая работа».
    "Сшивая прошлое, настоящее и будущее"
  • Елена Панфилова
    Обозреватель «Новой газеты», руководитель «Лаборатории будущего»
    «Разное будущее»
  • Алексей Шляпужников
    Консультант по информационной и цифровой безопасности, журналист
    "Цифровой разлом: перспективы, угрозы и возможности"
  • Ольга Малинина
    Магистр психологии, психодрама-терапевт, схема-терапевт, тренер ИПКиРТ, тренер Ассоциации психодрамы
    "Расшифровка эмоций: что скрывается за нашими переживаниями?"
  • Виктория Громова
    Правозащитница
    "Будут ли в будущем люди легальны?"
  • Екатерина Дунцова
    Журналистка, политик.
    Признана иностранным агентом
    «Участие имеет значение: гражданин и государство в XXI веке»

    18+
  • Николай Гусаков
    Психолог
    "Искусство управления внутренними состояниями".
  • Ольга Садовская
    Правозащитница
    "Предел вседозволенности: сможет ли человечество отказаться от пыток?"
  • Мария Смирнова
    Руководитель объединения "Царев город"
    "Русская традиционная культура - вчера, сегодня, завтра"
О баркемпе
Под летним солнцем, голубым небом, в окружении стрижей мы прожили два невероятных дня на баркемпе «Завтра здесь».
Уже вечером 1 августа пространство наполнилось жизнью. Пока дети с восторгом смотрели атмосферный мультфильм «Душа», для взрослых прошел киноклуб с Антоном Шутовым, где мы погрузились в мир фестивальных короткометражных фильмов. А завершился вечер песнями под гитару у костра - за разговорами мы не заметили, как наступило утро.


Автобусы привезли первых гостей к обочине нашего “Пикника”. Началась привычная и такая приятная суета вокруг, которую мы целый год с предвкушением ждали: засуетились волонтеры, потянулись вереницы гостей с рюкзаками и вещами, и вот уже палатки выстроились в целый палаточный городок. Улыбки и смех, объятия старых друзей и радость от встречи - пространство нашего баркемпа задышало полной грудью.
Традиционная церемония открытия стала символическим стартом, после которого наш интеллектуальный пикник перешел в рабочую фазу, под белыми сводами двух больших шатров под названием “Завтра” и “Здесь” зазвучали голоса лекторов, приглашая всех в мир знаний и открытий.
Главной темой этого года стало будущее. Мы обсуждали, как его видят разные люди, и каким его рисует государство? Что ждёт нашу планету в результате экологического кризиса? Куда приведет нас технологический прогресс, развитие искусственного интеллекта и рост уровня роботизации? Как ИИ может взаимодействовать с творческим процессом художника? Честно сказать, в какой-то момент стало казаться, что в этой картине будущего не хватает самого главного - человека. Какой мир мы строим и кем мы сами будем в нём?
Мы с самого начала задумывали баркемп как свободное пространство для самых разных людей, как место, где каждый сможет выбрать интересную тему, найти вдохновляющих спикеров и собеседников, поговорить обо всём, что волнует без запретов.


Звучит немного эгоистично, но мы — те самые «дураки», которые горят идеей. И когда мы увидели, что то, что вдохновляет нас, находит отклик в умах и сердцах десятков других людей, то поняли: баркемп должен быть ежегодным. И он живёт! Уже шестой год подряд! И с каждым годом нас становится всё больше, и мы безмерно благодарны каждому, кто вместе с нами.
Программа
Елена Панфилова “Разное будущее”

Раз в месяц “Новая газета” проводит общероссийский опрос. Работа ведется по трем основным направлениям: актуальные проблемы, которые формируют повестку будущего, само будущее, и то, как его видят респонденты, а также сбор и анализ имеющейся информации из других источников.
Буквально за месяц и только в России были представлены результаты как минимум трех крупных исследований: доклад “Россия 2050. Образ будущего” института “Царьград”, “Российская идея и мечта” Совета по внешней оборонной политике и «Эскизы будущего» Национальной Медиа Группа (НМГ) совместно с ЦСП «Платформа».
Елена Панфилова назвала три причины, по которым стало так актуально исследовать будущее. Первая причина - беспокойное настоящее. Вторая - СВО и попытки понять, какой будет жизнь после ее окончания. И третья причина - это новые веяния, благодаря которым можно предположить, что в будущем произойдет прыжок в какую-то новую реальность.
Итак, какой предстает перед нами Россия-2050 в исследовании института “Царьград”? Крепкая многодетная семья (4-5 детей) является главной опорой общества и государства. Россия - страна частных семейных домов, построенных с использованием 3D принтера. Проблема неконтролируемой и нелегальной миграции полностью решена. Россия входит в пятёрку стран-лидеров по уровню роботизации и является мировым лидером в области ИИ и цифровых технологий.

Предполагается, что 12 апреля 2050 года состоится полёт на Марс, который положит начало освоению Красной планеты.  Исполнительная власть в России будет принадлежать главе государства, наделённому широкими властными полномочиями, и действовать он будет бессрочно.
Совет по внешней оборонной политике опубликовал исследование, результаты которого на две трети совпадают с выводами “Царьграда”, добавляя акцент на многонациональность.
А вот “Национальная медиа группа” провела глубинные интервью с подростками и молодыми людьми, и оказалось, что они воспринимают будущее немного иначе и воспринимают его только лишь как ближайшее будущее (месяц, год, максимум два). Респонденты задумываются о долголетии, развитии медицины, экологическом производстве и качестве образования. Их пугает пандемия, ограничение личных свобод и цифровой контроль, безработица, бесконтрольное развитие искусственного интеллекта, усиление социального неравенства и вероятность начала ядерной войны.
Интересен и образ человека будущего, который здесь получился. Это активный к изменениям, интеллектуально развитый молодой человек с ярко выраженными творческими способностями, плохим физическим здоровьем, проблемами с психическим здоровьем и размытыми морально-этическими ориентирами. Иными словами, хилый депрессивный циник-интеллектуал, сортирующий мусор, который время от времени сочиняет стихи.
Сама Елена Памфилова поделилась, что находится в процессе подготовки большого материала по данной теме, который будет называться “Невозможность будущего”. Результаты ее исследований во многом очень перекликаются с данными “Царьграда”. К примеру, когда людей просят нарисовать будущее, на каждой втором рисунке - домик, заборчик, солнышко. Светлое будущее России - это ракета летящая на Марс, а темное будущее России люди чаще всего изображают с помощью ядерного взрыва.
По базовым вещам во всех этих исследованиях есть много общего. Будущее для многих видится как желаемое настоящее. Ключевые тренды: общее затягивание и рутинизация социально-политических процессов в стране, легкая растерянность, социальная апатия и нарастание чувства гордости за свое государство.
Екатерина Дунцова “Участие имеет значение: гражданин и государство в XXI веке”.

«Кто такой гражданин? Каковы его обязанности перед государством? И в какой момент интересы гражданина и государства могут столкнуться?» — с этих фундаментальных вопросов начала свой диалог с аудиторией Екатерина.
Обсуждение быстро перешло от теории к практике. Вспомнив пословицу «один в поле не воин», спикер отметила, что даже малая инициатива способна запустить большие перемены. Яркими примерами гражданской активности стали участие в выборах, собраниях ТСЖ, донорство и волонтерство. Последнее - особенно показательный маркер зрелости общества, ведь оно основано на готовности бескорыстно жертвовать своим временем и ресурсами ради общего блага.


Мы вспомнили самоорганизацию людей во время масштабных пожаров 2010 года. А самый свежий и болезненный пример - экологическая катастрофа на Черном море летом этого года. Тогда тысячи людей самостоятельно спасали побережье: собирали мазут, помогали животным, работали в опасных для здоровья условиях, часто за свой счет. Именно здесь личный порыв граждан столкнулся с бюрократической машиной государства. Власти пообещали волонтерам льготы на медобслуживание. Однако для их получения требовалось подтвердить свой статус, заранее зарегистрировавшись на портале «Добро.ру». Об этом условии почти никто не знал, что породило множество трудностей.
Этот случай навел нас на неутешительный вывод: к сожалению, государство в силу своей неповоротливости часто не просто не поддерживает, но и обесценивает гражданские инициативы. Оно склонно «присваивать» живую, народную идею, лишать ее души и трансформировать под свои задачи. Формализм, увы, поглощает огромное количество начинаний, гася искренний энтузиазм.
Мы обсудили и более глубокую проблему: людям с детства прививают узкие рамки мышления, говоря, что можно, а что нельзя. При этом гражданин, совершающий вклад в общее дело, закономерно ждет обратной связи, признания и поддержки от государства. Но сегодняшняя система не адаптирована для оперативного и человеческого ответа на эти запросы. В этом и заключается ответственность власти - создать условия для диалога, проявить гибкость, которой пока нет.
Как же не разувериться и не опустить руки? Нужно тренировать в себе «мышцу» гражданской активности, как тренируются спортсмены. Если есть силы и убеждения, нельзя сдаваться. Важно смотреть не только на сегодняшний день, но и на завтрашний, думая о будущем наших детей. Ключ к сохранению себя - развитие критического мышления и понимание, что гражданская активность - это всегда сложный, но необходимый путь. Начать можно с малого: с благоустройства своего двора. Главное - начать.

Алексей Шляпужников “Цифровой разлом: перспективы, угрозы и возможности”.
Алексей начал заниматься компьютерной безопасностью еще в далекие 90-е и продолжает постоянно изучать то, как развивается интернет. С момента своего зарождения из небольшого сообщества энтузиастов он превратился в глобальную сеть, которая распространяется на весь мир. Изначально интернет был пространством личной коммуникативной свободы, которое государство предпочитало не замечать. Первыми инициаторами ограничений стали крупные компании, которые ввели цензуру и контроль для своих сотрудников.
Государственный регулятор появился позднее. Этому способствовало распространение смартфонов и социальных сетей. Возникла конкуренция между корпорациями, которые фильтруют контент, и государством, которое стало вводить масштабные блокировки.
Со временем, наметились три сценария развития:
1. Свободный интернет для жизни, бизнеса и исследований.
2. Ограниченный интернет, где главным управляющим субъектом является государство.
3. Фрагментированный интернет, который с помощью специалистов в области IT и инженеров блокирует отдельные сегменты.
Вместе с Алексеем мы поговорили о VPN, и о том, что изначально он создавался для защиты и изоляции корпоративных сетей. Обход блокировок - это уже побочный эффект.


Поговорили о массовых отключениях интернета и их последствиях: паника среди пользователей, дефицит провайдерского оборудования, убытки в экономике (потери налоговой базы достигают 17%), снижение уровня доверия банковской системе и возврат к использованию наличных средств.
Мы затронули тему технологического суверенитета, которая остается одной из актуальных проблем государства, ведь огромное количество оборудования поставляется из-за рубежа.
В условиях всех этих изменений, угроз и рисков, простому пользователю сложно противостоять сегментации интернета. Решение - в повышении цифровой грамотности: понимании, как работают технологии, и осознанном контроле над своими данными. Особенно это актуально на фоне революции искусственного интеллекта. Важно не передавать критически важную информацию (юридические, медицинские данные) сторонним сервисам, а для их обработки использовать локальные решения.
Главные вызовы сегодня - это баланс между свободой и безопасностью. Гражданам стоит стремиться к большему цифровому суверенитету, а государству - заниматься реальными киберугрозами, а не тотальным контролем.

Дмитрий Авангард “Трэш в литературе. Эволюция от Толстого до Паланика. Что дальше?”
Художественную литературу отличает художественный вымысел. Но можно ли, например, пост в интернете назвать художественной литературой? Это вопрос восприятия. Если бы Льву Толстому показали произведения Чака Паланика, а Тициану — картины Кандинского, вряд ли они сразу оценили бы эти новаторские работы. Культура не стоит на месте, и на старте многие авторы сталкиваются с обвинениями в графоманстве.
Это доказывает два тезиса: творчество нельзя оценить объективно, и культура постоянно эволюционирует. Восприятие искусства субъективно и зависит от человека, его культурного фундамента, образования, внутренних эстетических предпочтений и т.д. Безусловно, существуют общие критерии качества: грамотность, стилистическая выверенность, целостность.



Литературное будущее туманно. Хотя консервативное общество и литературные конкурсы часто поощряют выверенную, «классическую» прозу, читательский интерес к чему-то острому и свежему никуда не денется. Вернется ли литература к сложной классике? Скорее всего, да, потому что классика, в силу своей универсальности, легко передается из поколения в поколение.
Петр Софронов, Евгений Волков “Запретное слово на букву “Б”.
В рамках своей сессии спикеры разделили работу на два блока. Сначала они на собственном примере показали методику мечтания, а затем к практике приступили слушатели.
«Запретное слово на букву «Б» — это вовсе не то, о чем вы могли подумать. Речь идет о будущем. На баркемпе эта тема звучала часто, поскольку была заявлена в самом названии. Однако ведущие изменили ракурс и предложили заглянуть еще дальше - в область мечты, а также разобрать ее механику.
В отличие от абстрактного будущего, мечта всегда имеет конкретный результат. Именно этот результативный фактор часто отсутствует в размышлениях о грядущем.


Спикеры представили четырехэтапную технику мечтания:
1. «Персонаж». Создание аватара своей мечты.
2. «Ослабление похожести». Дистанцирование от созданного персонажа, чтобы взглянуть на него со стороны.
3. «Введение неудобного условия». Добавление для персонажа обстоятельства, которое ему несвойственно или сложно выполнимо. Это помогает выявить скрытые противоречия и сделать мечту более устойчивой.
4. «Координация множественности». Объединение разных персонажей и их мечт в единую систему, в которой должны быть условия, приемлемые для каждого.
Участникам баркемпа было предложено слепить из пластилина персонажа-аватар, выражающего их внутренний мир и эмоции. Затем нужно было поменяться фигурками с соседом, который давал свое толкование чужому творению. Этот простой прием наглядно показал, как ослабевает «похожесть»: никто не может вложить в ваш проект тот смысл, который вкладываете вы.
Следующим шагом стало знакомство с полученным предметом как с живым существом и создание его биографии. После этого для предмета моделировались «неудобные условия», блокирующие его обычные свойства (например, ключ, для которого нет замка, или бумага, которая «не выносит», когда на ней пишут).
Финальной задачей стала командная работа: создать общий мир, который объединил бы все предметы с их уникальными биографиями и ограничениями.
Ключевой вывод сессии: мечтают не только люди, но и предметы, и существа. Приняв эту идею, мы можем фундаментально изменить свое миропонимание.

Мария Смирнова “Русская традиционная культура - вчера, сегодня, завтра”
Мария Смирнова, руководитель фольклорного объединения «Царев город», в своем выступлении делится опытом изучения русской традиционной культуры, которое ведется ею и коллегами на протяжении почти 20 лет.
Реальное знакомство с деревенской жизнью стало для нее, городского жителя, настоящим культурным шоком, который развеял распространенные стереотипы. Вместо образа «грязных и недалеких» людей она обнаружила глубокую, мощную культуру и мудрость, до которой, по ее словам, «нужно тянуться» даже человеку с несколькими высшими образованиями.


Ключевой особенностью этой культуры Мария называет принцип, выраженный в двух значениях слова «здорово»:
Здóрово - это яркая, радостная сторона жизни: совместные гуляния, песни и танцы на праздниках, создававшие мощное чувство общности.
Здорóво - это физическое и психическое здоровье, основанное на постоянном труде.
Народная культура - это культура глубоко коллективная. Люди вместе трудились, пели, а песня, например, в исполнении мужа и жены, могла быть особой «формой любви». Основой всего жизненного уклада была общинность (от слова „общее“), которая проявлялась в совместной уборке урожая, труде и досуге. По ее наблюдениям, в деревнях часто вспоминают: «Раньше жили очень бедно, но весело», что говорит о системе ценностей, где важна «радость в малом».
Мария указывает на многогранность и вариативность традиционной культуры, которая, подобно природе, раскрывала разные таланты человека: если не умел петь, то мог танцевать или искусно плести лапти. Она приводит пример, как в двух соседних деревнях не смогли записать одинаковую игру в лапту.
Говоря о современном состоянии, Мария выражает тревогу в связи с подменой исконной культуры «псевдоклубной самодеятельностью» и показухой. Высокопрофессиональные музыканты зачастую не могут повторить сложность старинных песен, а сама культура долгое время ошибочно считалась примитивной.
Для сохранения наследия необходим путь «снизу», а не «сверху». Истинный народный праздник должен создаваться самими людьми, без навязанных сценариев и выступлений официальных лиц. Только так уникальная культура может жить, а не быть музейным экспонатом или сценическим суррогатом, вызывающим стыд за свою вульгаризацию.

Плейбек-театр
Один из самых пронзительных моментов Баркемпа — перформанс плейбек-театра «Дороги, которые мы выбираем».
Гости делились личными историями, а актёры тут же пропускали их через себя и разыгрывали на сцене. Это была не просто импровизация, а живая исповедь, превращённая в искусство.


Было видно, как на сцене оживают настоящие эмоции: надежды, сомнения, моменты выбора. Этот вечер напомнил нам простую и важную вещь: у каждой истории есть лицо, а у каждого выбора — своя цена. И это было невероятно искренне. Спасибо всем, кто отважился рассказать, и актёрам, которые подарили этим историям новый голос.


Стендап
Ну а затем состоялся стендап концерт Александра Шамова и Дениса Долгополова. Ребята прошлись по всем нашим «больным» точкам. Но самое главное — комики смеялись не над нами, а вместе с нами. Они мастерски показывали, что все мы в одной лодке, и главное в этой сумасшедшей реальности — не терять способность посмеяться над собой.
Концерт

Первый день нашего баркемпа завершился по-настоящему огненным концертом группы “Майя Горят”: сцена, гитары, живой звук и неповторимая энергия Майи - это было невероятно эмоционально и мощно.
Второй день баркемпа начался с мастер-классов и терапевтических практик. Они проходили одновременно сразу на четырех площадках.
Ольга Малинина “Расшифровка эмоций: что скрывается за нашими переживаниями?”

В психологии существует несколько теорий эмоций. Самая известная из них — теория базовых эмоций. Согласно этой теории, у человека есть набор врожденных эмоций, которые мы все переживаем сходным образом. К ним относятся, например, радость, печаль, страх, злость и любовь.
Современная психология не разделяет разум и чувства. Считается, что наши эмоции — неотъемлемая часть нас самих, поэтому так важно уметь их осознавать и проживать.
Для этого полезно наблюдать за реакциями тела, которые сопровождают те или иные переживания.
Важно понимать: не бывает «плохих» или «хороших» эмоций. Все они возникли в процессе эволюции, чтобы помочь нам выжить и удовлетворить свои потребности. Главное - научиться осознавать свои эмоции и применять эту информацию.
Особенно это важно в общении с другими. Идеальная ситуация — когда мы можем осознать свои потребности, стоящие за эмоциями, и удовлетворить их максимально безопасным способом, причинив минимум вреда как себе, так и окружающим.
Терапевтическая практика “Визуальное путешествие”. Ведущий Антон Шутов. Это был час глубокого погружения в себя и диалога с собственным бессознательным через мощные образы. Участники смогли расслабиться, восстановить силы и получить инсайты с помощью техник управляемого воображения.

Влад Сакович “Сшивая прошлое, настоящее и будущее”.

Что такое «дух будущего»? Он проявляется на двух уровнях — личном и коллективном.
На личном уровне — это когда я становлюсь автором своей жизни, обретаю субъектность. Прошлое изменить нельзя, настоящее уже сложилось, а будущее я могу спроектировать и «намечтать» себе сам. В российском контексте это часто история о том, как человек «выбивается в люди» вопреки обстоятельствам. Он не оглядывается на прошлое, действует не так, как принято, а так, как считает нужным. Здесь присутствует бунтарский дух.
На коллективном уровне дух будущего чаще всего проявляется в предпринимательстве (создание бизнеса ради результата в перспективе) и реформах. Часто это движение «вопреки»: было плохо, а мы сделаем иначе. В радикальной форме это может приводить к полному отрицанию прошлого.

Один из рисков «духа будущего» - отрыв от корней. Стремление в будущее часто бывает антитрадиционным. На личном уровне это проявляется в том, что происхождение и семья теряют значение — важнее сообщники «здесь и сейчас». Но чтобы сделать шаг вперед, нужно крепко стоять на ногах. Если я пренебрегаю прошлым, я лишаюсь опоры. То же самое и в обществе: многие прогрессивные течения с пренебрежением относятся к традиционной культуре.
Еще один риск — попытка внести изменения слишком быстро, без учета здоровой, естественной инерции общества. Яркий пример — 90-е годы, когда мы пытались «перескочить» через важные этапы и общество не успевало адаптироваться.
Как можно «сшить» времена?
Если мы пытаемся забыть или вычеркнуть неудобное прошлое, оно неизбежно догонит нас - как в личной жизни, так и в коллективной. Влад предложил несколько методов работы с прошлым:
1. Психотерапия (на личном уровне).
2. Искусство (на коллективном): осмысление прошлого и поиск связей с настоящим.
3. Общественный диалог: вместо единого учебника истории — создание пространства для разных точек зрения.
4. Работа с коллективной памятью. Спикер рекомендует познакомиться с книгой Николая Эппле «Неудобное прошлое», где описываются процессы осмысления сложных страниц истории и преступлений.
5. Работа с традициями: не слепое следование, а поиск «мостиков» — понимание мудрости традиционных практик и их интеграция в современность.
6. Концепция коллективной травмы: травма, как и у человека, может передаваться из поколения в поколение, влияя на поведение общества бессознательно.
Спикер предложил возможный алгоритм действий, родившийся из опыта его личной работы. Что, если создать процесс для коллективной работы с наследием прошлого? У нас есть много форматов для работы с будущим (форсайты, стратегические сессии), но не хватает инструментов для проработки прошлого.
Предлагается такая модель для общества, где есть неотработанная травма (например, тема репрессий), которая поляризует настоящее:
1. Признание. Принять факт: «Было так, как было». Даже если это неприятно, это наше наследие и часть нас.
2. Работа с настоящим. На основе этого признания работать с актуальными конфликтами, например, через дебаты.
3. Проектирование будущего. И только затем этой же самой группой «намечтывать» желаемое будущее.
Такой целостный подход — от признания прошлого через работу с настоящим к проектированию будущего — позволяет создавать более устойчивые и осмысленные образы завтрашнего дня.

Николай Гусаков “Управление состояниями”.

Что значит управлять собой? Как успокоиться после того, как вам сказали «успокойся»? Какими инструментами можно пользоваться, чтобы не жить в состоянии, которое нам не нравится?
Первая из предложенных спикером техник называется “Точка внимания”. Есть часть нашего «я», которая видит мир глазами, слышит его ушами, ощущает телом, но точно так же мы можем видеть, слышать и ощущать собственные мысли. Представьте, как вы раскусываете дольку лимона. Скорее всего, вы уже поморщились, хотя лимона во рту и нет. Это доказывает существование мощного внутреннего мира, который мы часто путаем с реальностью. Мы оказываемся в неэффективном состоянии, потому что наша точка внимания находится внутри - в том событии, которое требует от нас определенных чувств.
От того, как мы управляем точкой внимания, напрямую зависит наше психическое состояние. Мы можем вспомнить давнюю ситуацию и расплакаться, полностью погрузившись в прошлое. Но в реальном-то мире нам ничего не угрожает, мы в безопасности, и причин для страданий нет.
Управлять собой — значит научиться самостоятельно переключать фокус внимания. Этому нужно тренироваться. Научившись передвигать точку внимания, вы получите доступ к нужным вам ресурсам здесь и сейчас.


Как это зафиксировать? Задайте себе три простых вопроса: Что я вижу этими глазами? Что я слышу этими ушами? Что я ощущаю этим телом здесь и сейчас?
Процесс фиксации на внешнем мире должен стать активным. В любой момент, когда вы чувствуете, что состояние ухудшается, вы можете четко переключиться в реальность, спросив себя: «Что происходит сейчас?» Это упражнение, как веревка, вытаскивает вас из состояния страдания. Оно позволяет активно переключать внимание из внутреннего мира во внешний. Это «антимедитация». Как только вы начинаете использовать внимание таким образом, посторонние мысли уходят, и вы возвращаетесь в ресурсное состояние.
Вторая техника - “Линия времени”. Что еще внутри нас может помочь в управлении собой? Наше восприятие времени.
Если вы не знаете, где в вашем внутреннем пространстве находится будущее, вы движетесь как в тумане. Будущее должно быть впереди. Мысленно предоставьте ему прямую дорогу, иначе появляются «петли времени», и мы не можем планировать и самоорганизовываться. Прошлое — сзади. У него есть начало где-то за горизонтом, и есть точка, где находитесь вы сейчас. Смотрите на эту дорогу как на прямую.
Прошлое и будущее должны иметь конкретные места — это основа вашей внутренней дисциплины. Если во внутреннем мире царит беспорядок и все смешано, возникают проблемы. Четко определите для себя: все, что впереди, — это будущее, а все, что сзади, — прошлое.
Третья методика - “Способы восприятия”. Почему бывает так, что вы были спокойны, а через секунду уже впали в тревожность? Это связано с тем, как мы воспринимаем события, не отдавая себе в этом отчета.
Восприятие бывает двух типов:
Ассоциированное — восприятие изнутри. Вы находитесь внутри события и смотрите на мир своими глазами.
Диссоциированное — восприятие со стороны. Вы как бы видите себя со стороны, например, смотрите запись встречи. «Посмотри на себя со стороны» — это призыв к диссоциации. Бывает и двойная диссоциация: вы смотрите на себя, который смотрит на себя. Как будто вы режиссер, наблюдающий за сценой из вашей жизни.

И менно так иногда зарождаются панические атаки. Незначительная тревожная мысль, которой вы не придали значения, начинает приближаться и в итоге полностью завладевает вами.
Чтобы отбросить такую мысль, нужно предпринять действие. Например, вас беспокоит: «Все ли я сделал, чтобы обезопасить дом?» Вы проверяете газ, свет, и, совершив эти действия, выходите из дома уже спокойно. Страх - это информация, которую нужно «поймать», обработать и оставить на своем месте. Для этого нужно правильно планировать и смотреть в будущее.
А бывает ли прошлое плохим? Нет. Прошлое всегда позитивно - это опыт и уроки. Боль и страдание, конечно, случались, но мы через них прошли. Наша ошибка в том, что мы хотим забыть о них навсегда. Но если мы забываем событие, которое нас чему-то научило, мы рискуем наступить на те же грабли снова.
Нам нужно уметь пользоваться прошлым, а для этого - иметь к нему доступ. Мозг же, наоборот, пытается забыть все плохое. Важно уметь диссоциировать прошлое - посмотреть на него со стороны. Построив внутри себя такую «рамку», вы получаете возможность управлять этим событием.
А что делать с событиями, которые приносили радость и счастье? Ими нужно пользоваться с позиции ассоциированного восприятия.
Представьте мужа и жену. Они поженились на пике счастья, но быт и рутина убивают чувства. Если они ассоциируются с тем счастливым состоянием, вспомнят, как впервые прикоснулись друг к другу, сказали приятные слова, — они заново почувствуют, для чего строили эти отношения. Тогда у них появится больше энергии, чтобы воспринимать трудности.
Используя эти простые техники, ваше внутреннее «я» научится воспринимать печальное прошлое диссоциированно (как урок), а счастливое — ассоциированно (наполняясь энергией).

Светлана Астраханцева “Запасные инструменты тишины”.
Что такое правовое государство? Бывший судья Конституционного суда РФ Тамара Георгиевна Морщакова дает такой ответ: «Правовое государство обязано обеспечивать равенство всех перед правом, признание для каждого равных прав в любой сфере деятельности. Каждый человек должен получать равную защиту со стороны права. Власть обязана создать механизмы, обеспечивающие такую защиту на протяжении всей жизни человека - в личной, социальной и политической сферах”. Иными словами, закон в правовом государстве - это инструмент и обеспечения, и защиты права.
Человек должен понимать, чего ожидать от закона. Для этого закон должен обладать как минимум тремя качествами: он должен быть понятным, точным и предсказуемым. Так должно быть в правовом государстве. Сейчас же мы сталкиваемся с нарушением всех трех критериев. Наши законы неопределенны, формулировки размыты. Это играет на руку не людям, а правоприменителям, которые по сути ограничены лишь собственной фантазией. Презумпция правоты - на стороне государственного актора. Невнятность формулировок стала характерной чертой нашего законодательства и инструментом не для обеспечения права, а для контроля и подавления.


Второй аспект, который выделила Светлана, - это происхождение наших законов. Нормотворчеством занимаются в основном министерства и ведомства, чью сферу деятельности эти законы затем и регулируют. Другой значимый субъект - Главное правовое управление администрации президента. Также активное участие принимают группы интересов (лоббисты). А вот человека, простого гражданина, в этом процессе до сих пор нет.
Получается, что, выбирая депутата на местном или федеральном уровне, мы лишь легитимизируем его в роли “нажимателя кнопок”, но не получаем реального представительства. Невозможность общества повлиять на принимаемые решения - еще одна характерная черта нашей законодательной системы. Какой бы закон ни принимали сегодняшние нормотворцы, его смысл сводится к одному: «Начинайте волноваться, подробности - в письме».
Раньше на стадии нормотворчества у людей и представителей гражданского общества была хоть какая-то возможность повлиять на решение. Существовали общественные палаты, которые имели вес.
Третья важная черта российского законодательства - его тотальная репрессивность. 
Можно выделить несколько блоков таких репрессий:
1. Идейно-репрессивный блок: репрессии в отношении так называемых инакомыслящих.
2. Репрессии под предлогом борьбы за государственную безопасность.
3. Зачистка публичной дискуссии: давление на СМИ, общественные и нежелательные организации.
Все эти черты - размытые законы, исключение общества из нормотворческого процесса и тотальная репрессивность - служат одной цели. Они создают сложную систему юридических инструментов, главная задача которых - создание той самой тишины - тишины в публичном пространстве, в политической жизни и, в конечном итоге, тишины в умах граждан.

Александр Есипенок, Елизавета Меринова, Анастасия Селезнева “Экологические горизонты будущего”.
Мы живем в эпоху экологического кризиса, основные проявления которого - это утрата биоразнообразия, изменение климата, загрязнение пластиком и закисление океанов. Однако сегодня эти проблемы рассматриваются в рамках более широкого понятия — мультикризиса. Это явление, проявившееся в 1990-е годы, описывает, как экологический, экономический и социальный кризисы (неравенство, войны) усиливают друг друга. Системный взгляд показывает, что решение одной проблемы может усугубить другую, так как все они взаимосвязаны.
Ученые считают, что в основе мультикризиса лежит экологический кризис, вызванный разрывом связи человечества с природой и восприятием ее ресурсов как неисчерпаемых.
Концепция планетарных границ определяет пределы устойчивости Земли. Человечество уже преступило 6 из 9 границ, включая целостность биосферы, климат и биохимические потоки. Наглядно это демонстрирует День экологического долга — дата, когда мы начинаем потреблять ресурсы будущих поколений. Для России в этом году он наступил 6 апреля.


В 1972 году вышел доклад «Пределы роста», который смоделировал истощение ресурсов и предсказал резкое сокращение населения к 2100 году. Большинство сценариев вели к коллапсу, и лишь один, предполагавший радикальные изменения, давал шанс на стабильное будущее. Этот доклад стал точкой отсчета для глобальной экодискуссии.
В 1992 году в ответ на эти вызовы ООН провела конференцию в Рио-де-Жанейро, где была предложена концепция устойчивого развития — баланс между экономической, социальной и экологической сферами. Позже она оформилась в 17 целей устойчивого развития — важный, хоть и критикуемый за глобализм, шаг.
Уровень потребления и ответственности в мире крайне неравномерен: на 1% самых богатых людей приходится столько же выбросов CO₂, сколько на 66% самых бедных. При этом корпорации часто прибегают к гринвошингу — имитации заботы об экологии. Яркий пример — «калькулятор экоследа», созданный нефтяной компанией, чтобы переложить ответственность с бизнеса на человека.
Почему же люди бездействуют? Есть три основные гипотезы:
1. Наш мозг эволюционно ориентирован на немедленное вознаграждение, а экологические проблемы требуют долгосрочных решений.
2. Человеческое мышление склонно к упрощению сложных систем.
3. Осознание кризиса вызывает экзистенциальный страх, который парализует волю.
Важно «понять, принять и созидать». Нужно принять реальность и, объединяясь с единомышленниками, действовать по силам. Важно не ограничиваться малыми шагами вроде раздельного сбора мусора, а повышать гражданскую ответственность и участвовать в социальных процессах, чтобы влиять на системные изменения.
Исследования показывают, что лучшая мотивация для перемен — это чувство общности. Экологические привычки становятся мостиком для взаимодействия. Каждый из нас играет множество ролей (потребитель, гражданин, член сообщества), и личный уровень — это отправная точка для изменений.

Виктория Громова “Будут ли люди в будущем легальны”.
Насколько часто вы слышите словосочетание “мигрант”? Какие у вас ассоциации с этим словом? Само слово «мигрант» в общественном сознании обросло негативными ассоциациями, хотя изначально оно обозначает всего лишь человека, перемещающегося в поисках лучшей жизни — как между странами, так и внутри них. Фактически, каждый из нас хотя бы раз в жизни был мигрантом.
Почему же нейтральное понятие приобрело негативную окраску? Во многом это результат риторики СМИ и государственной политики, которые накладывают на обычный социальный процесс дискриминационный контекст. Интересно, что в 2000-е годы формулировки с приставкой «нелегал» признавались дискриминирующими и практически исчезли из информационного поля. Сегодня эта риторика триумфально возвращается, сводя сложный человеческий опыт к простому вопросу: «Находится ли этот человек здесь законно?»
Такая повестка имеет серьёзные последствия. Она выталкивает тысячи людей в правовую тень, лишая их защиты и прав. Важно понимать: большинство мигрантов совершают не уголовные преступления, а административные правонарушения, связанные с их статусом. Они не преступники, но современная система зачастую обращается с ними как с таковыми. Яркий пример — Центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), где условия содержания часто бывают жёсткими, а контроль над этими учреждениями затруднён, хотя формально это не тюрьмы.


Масштабы миграции огромны и будут только расти. Только в одну страну за год может въехать 6-7 миллионов человек с целью работы, учебы или жизни. Люди не могут не перемещаться — они бегут от войн, нищеты и голода. Мигрант — это часто человек в крайне уязвимом положении, чьи возможности целиком зависят от паспорта, который ему выдан. И эти возможности сегодня стремительно сокращаются, а гражданство становится инструментом давления.
Перед человечеством в целом и отдельными странами в частности стоят два принципиальных пути:
1. Жёсткая линия. Ужесточение режима: рост тюремной системы, милитаризация границ, ужесточение правил пребывания. Этот путь ведёт к дальнейшей маргинализации миллионов.
2. Коллаборация. Государства признают, что миграция — неизбежная реальность и наше общее будущее. Это путь поиска совместных решений.
Второй сценарий становится всё более актуальным на фоне новой глобальной угрозы — климатической миграции. Уже сейчас целые государства, такие как островное Тувалу в Тихом океане, исчезают с карты мира, уходя под воду. Его 12 тысяч жителей вскоре могут стать «климатическими беженцами». Спасительной системой виз для них договорились лишь недавно.
Таким образом, вопрос стоит не «Будут ли люди легальны?», а «Готово ли человечество создать такие правовые и социальные условия, при которых перемещающиеся люди не будут автоматически становиться бесправными изгоями?» Диалог между государствами на эту тему уже идёт, но катастрофически медленно. От выбора пути — репрессии или сотрудничество — будет зависеть, окажемся ли мы в будущем, где закон защищает человека, или в мире, где сам человек становится нарушением закона просто в силу своего происхождения и обстоятельств.


Ольга Садовская
“Предел вседозволенности:
сможет ли человечество отказаться от пыток?”
Принято считать, что пытки — это исключительное «достижение» человечества. Но если теория эволюции верна, то истоки даже самых жестоких проявлений следует искать в животном мире. Так ли уникален человек в своей жестокости?
Мы часто представляем эволюцию как путь к чему-то лучшему. Однако она производит не только гуманизм, но и его противоположность. Яркий пример — рабство. В древности оно было признаком гуманизма, так как означало сохранение жизни побежденному врагу, пусть и в ущербной форме. Сегодня же это — пережиток прошлого. Это показывает, что нормы морали эволюционируют, и то, что вчера было «прогрессом», сегодня может считаться варварством.
По данным ВОЗ, главной угрозой для человечества сегодня является не эпидемия или голод, а растущий уровень насилия. Победив многие болезни, мы сами создали новую смертельную опасность. Пытки — это высшая форма такого целенаправленного и изощренного насилия, инструмент, который применяет тот, кто обладает властью. И в этом смысле пытки «демократичны» — от них не застрахован никто.
Есть ли насилие у животных? Да, и оно особенно заметно у видов с развитым интеллектом. Например, у некоторых видов уток и шимпанзе наблюдаются акты группового принуждения, которые требуют планирования и координации — признаков высшей нервной деятельности.
Шимпанзе бонобо, живущие в безопасности на одном берегу реки Конго, выработали модель общества, основанную на кооперации и доброте. Самка выбирает самца, который делится с ней едой, не проявляя агрессии. Таким образом, эволюционное преимущество получают самые миролюбивые особи. Шимпанзе с другого берега, живущие в условиях конкуренции, пошли по пути силы и агрессии. Здесь выживает сильнейший. А те, кто проигрывает в силе, образуют коалиции, чтобы силой добиваться своего. В такой среде побеждают жестокие и «подлые» стратегии.
Это наглядно показывает, что эволюция предлагает два принципиальных пути: через доброту и кооперацию или через насилие и доминирование.
Пытки — не просто слепая жестокость. Это насилие, применяемое с конкретной целью, что требует способности к планированию и предвидению последствий. Именно эти когнитивные функции — целеполагание и планирование — помогли обезьяне превратиться в человека. Таким образом, пытка — это уродливый, но прямой продукт нашего развитого интеллекта.
При этом природа знает и механизмы противодействия насилию — контрадаптацию. Когда агрессия начинает угрожать выживанию вида, включаются защитные механизмы. Например, скандинавские медведицы, спасая потомство от нового самца, уводят медвежат на окраины человеческих городов, где хищник не рискнет их преследовать.
Обсуждая пытки, насилие и рабство, мы часто ограничиваемся лишь их моральным осуждением. Однако, не поняв их эволюционных и социальных корней, мы не сможем эффективно с ними бороться. Насилие — это не просто «порочная практика», а в определенных условиях — эффективная, хоть и жестокая, стратегия выживания и доминирования. Чтобы противостоять ему, недостаточно одного осуждения. Необходимо глубокое понимание его причин и механизмов, а также сознательное культивирование тех «эволюционных путей» — кооперации, эмпатии и доброты, — которые способны ему противостоять. Иначе, осуждая насилие, мы так и не поймем, что с ним делать.

Баркемп — это пространство, где дети всегда желанные гости! Для них мы приготовили особую программу: игры с аниматорами и спортивные состязания, роспись глиняных фигурок, лепка и оригами, увлекательная прогулка на ферму, где можно было познакомиться с деревенскими животными, игра «Юный следопыт».
Но настоящим гвоздём программы стало «Радужное шоу» от Владимира Данилова и его лохматого друга Барина. Это завораживающее зрелище, которое они дарят детям уже не первый год! Тысячи мыльных пузырей взмывали в небо, а в глазах ребят зажигались искорки волшебства — ведь в этот момент каждый из них мог почувствовать себя настоящим чародеем.


Три дня баркемпа были наполнены теплом, искренними разговорами и яркими эмоциями.
Спасибо, что были с нами!
До встречи здесь завтра.

Фотогалерея
Яркие моменты, люди и эмоции, запечатлённые на фото
Гости о баркемпе
  • Светлана
    Подходит к концу мой первый в жизни баркемп, еще месяц назад я слова этого не знала… Это атмосфера, люди, информация, возможность озвучить свое мнение и услышать мнение других людей… Здесь есть место веселью, эмоциям, вдумчивости! Я благодарю всех, кто сделал эти 3 дня запоминающимися, за то, что у меня появились новые идеи и смыслы!
    И однозначно я буду ждать следующий баркемп!!!
  • Светлана
    Баркемп:
    - Это возможность расширить свой кругозор в разных темах, заявленных спикерами.
    - Это возможность встретиться с друзьями, с единомышленниками.
    - Это возможность обсудить те задачи, которые тебе одной решить сложно. А с людьми с подобными идеями решения находятся быстро)
    - Это повод задуматься, на что я могу повлиять как гражданин своего города/республики. Что может измениться с моим участием в лучшую сторону?
    - Это шанс учиться мыслить масштабнее.
    - Это возможность отдохнуть душой и телом от городской суеты.
  • Светлана
    Модное сейчас выражение "переопылиться" на фоне потрясающей красоты природы Марий Эл играет новыми оттенками - мы ведь, и правда, как пчелы: каждый несёт свою каплю смысла в общий улей. "Запасенного" за два дня мне хватает на целый год - такой интенсивности процессы тут кипят. Кажется, даже собаки вносят свой вклад - они здесь особенные, ходят, общаются с людьми, даже рок играют! Честное слово!
  • Юлия
    Побывала на невероятно душевном, познавательном и вдохновляющем мероприятии - баркемп в Марий Эл.
    Интересные лекции, крутые спикеры, стендап, песни у костра и концерт классной Майи Горят, мастер-классы и даже театр!
    Пыталась всё успеть, но в след раз буду стараться ещё лучше и закрывать гештальты).
    Огромное восхищение и благодарность организаторам, волонтёрам, спикерам! Спасибо за атмосферу, уют, комфорт!!, за каждый стакан кипятка, чая, за возможность не быть свиньёй, за каждый процент зарядки))).
    Есть о чём поразмышлять год, в ожидании следующего баркемпа
  • Юлия
    Первый раз на таком мероприятии. Лекции с разными спикерами с разными темами. Глобально тема конечно одна - Жизнь. Ее сохранение психологическая, экологическая, экономическая. Очень насыщенная программа организаторы, волонтеры и все кто принимал участие большая Благодарность за ваш труд. Это было круто!
    Вкусно, ела и сладко спала не смотря на жару в палатке Свежий воздух и свобода мысли всё же разгружает мозг и тело, сознание. Перезагружает.
    Песни у костра‍ массовая энергия людей с единым направлением и ощущением, взглядом людей на мир.
  • Инна
    Баркемп - место встречи с людьми, которые разделяют твои ценности; темы знакомые и те, о которых не думал под таким углом; спикеры со своим опытом и виденьем - и все это на фоне природы!
  • Екатерина (признана иностранным агентом)
    Баркемп в Марий-Эл проходит ежегодно и собирает десятки людей для того, что интересно им - не для галочки. Творческие мастер-классы, психологические тренинги, песни у костра и, конечно, дискуссии. И все это на фоне природы с настоящими походными условиями и ночёвкой в палатках.
    Баркемп проводится без крупных спонсоров - это по-настоящему народная инициатива и желание найти своих. При этом, темы дискуссий и лекций далеки от политики в привычном понимании. Но наличие свободного и открытого диалога - это основа гражданского общества! И я очень рада, что такие островки гражданственности еще существуют.
    Огромное спасибо организаторам, которые вдохновляют как участников мероприятия, так и местных жителей небольшой марийской деревни на взаимное уважение и поддержку!

  • Виктор
    Я как активный и частый участник ежегодных "баркемпов", участвовал и ЗДЕСЬ, дабы представить свое ЗАВТРА. При посещении подобных мероприятий представляется возможность дебатировать и дискутировать на различные темы: от принятия извращённой современной культуры до восхваления и возвращению к великой культуре, от несправедливости истории и шансах в будущем, от национального вопроса до социальной и общественной активности.
Made on
Tilda