Пятый юбилейный баркемп в Марий Эл.
Как это было?
Начнем с того, что “Баркемп - 2024” состоялся на новом месте, в маленькой гостеприимной деревеньке Юж-Озерный Медведевского района. В связи с этим подготовительная работа заняла огромное количество времени и сил: мы косили, пилили, красили, рубили дрова, выкладывали печь, возводили сцену, проводили электричество, растили цветы, а также дышали летом, купались, встречали рассветы и провожали закаты, мокли под дождем, загорали на солнце, ловили рыбу, собирали грибы и яблоки. И мы справились благодаря вам! Спасибо всем и каждому! Мы очень ценим, что у баркемпа в Марий Эл есть такая надежная опора. Можно уверенно сказать, что главные организаторы баркемпа - это все вы!
География баркемпа разнообразна. Гости и спикеры приехали к нам из разных уголков России и Марий Эл: Самара, Калуга, Пермь, Киров, Сыктывкар, Нижний Новгород, Зеленодольск, Рязань, Санкт-Петербург и Москва, Волжск, Звенигово, Юрино.
К слову говоря, первый баркемп состоялся в Сыктывкаре в 2012 году и одним из его идейных вдохновителей был Игорь Сажин, который стал спикером на нашем баркемпе этого года. Он рассказал, как зарождалось баркемповское движение, как оно проходило по всей стране. Если хотите узнать, как зарождался и проходил баркемп в разных регионах России с 2012 года, переходите по ссылке ниже - у баркемпа богатая история!
Елена Панфилова, обозреватель “Новой газеты”.
Самыми популярными форматами баркемпа остались, как и прежде, выступления, презентации, дискуссии и мастер-классы. Погода в этом году была к нам благосклонна, и дождь миновал два рабочих дня, пролившись лишь ночью. И какое же это счастье - заснуть в палатке под звуки дождя, а проснуться в чисто вымытом и таком свежем дне нашего пикника!
“Композиция” из спикеров была необыкновенно яркой и разнообразной. Они дополняли друг друга, были на одной волне, а некоторые, отработав на своей площадке, с удовольствием посещали выступления своих коллег и принимали активное участие в работе других площадок.
Игорь Валерьевич предложил очень простое и понятное определение: свобода - это такое состояние человека, в котором он сам является главной причиной своих поступков. Это отсутствие неприемлемых ограничений волеизъявления.
Существует также попытка определить свободу как отсутствие насилия по отношению к человеку. Люди, различные культуры и общественные отношения настолько разнообразны, что даже из самых лучших побуждений нельзя пытаться заставить одного человека быть похожим на другого. Возьмем, к примеру, двух львят. Один из них, преодолевая свой страх перед неизвестностью, выходит из клетки; второй предпочитает остаться внутри в комфортной и привычной среде. Оба они свободны в своем выборе. При этом, первый львенок ведет себя более или менее в соответствии со своей идентичностью. Второй приспособился и приобрел новую идентичность, “клеточную”. Заставить его выйти из клетки нельзя, но мы можем предоставить ему информацию о том, что есть возможность преодолеть в себе ограниченность пространства и приобрести истинное свое биологическое состояние.
Есть масса исследований, которые основываются на соотношении 95/5. При этом, 95% людей - это “нормальные” люди (нормальные, потому что их большинство), это люди, нацеленные на собственное благополучие, благополучие своей семьи, своих детей, а 5% людей - это “ненормальные”, они мыслят категориями страны, мира, свободы, справедливости. Свобода слова, таким образом, ограничена социальными критериями.
Если рассмотреть чувство свободы с точки зрения права, то это моральные и правовые нормы, которые создают условия, чтобы мы чувствовали себя свободно в разрешенных обществом обстоятельствах. В целом мы живем в мире, где ограничений нашей свободы гораздо больше, чем “разрешений”. Все разговоры вокруг свободы - это разговоры по поводу приемлемых и неприемлемых ограничений.
Свобода как идеология. Идеологию можно рассмотреть, как выражение частных интересов в формате всеобщности. В разных народах, в разных культурах существует свобода слова, но при этом разное представление о свободе и о том, какие ограничения считаются приемлемыми.
Еще одна грань понятия “Свобода” открывается нам, если мы посмотрим на нее с точки зрения общественных отношений. С одной стороны, человек находит свою свободу только в обществе, а с другой – общество ему часто мешает делать то, что он хочет, и человеку кажется, что общество лишает его свободы. Наивно думать, что формирование человеческого общества начинается со свободы. Напротив, оно начинается с запрета, нарушение которого строго наказывается. Вся жизнь первобытного человека была строго регламентирована: как охотиться, как обрабатывать пойманную добычу, кому отдавать ее в первую очередь и т.д. - на все были установлены строгие правила.
Свобода - это негативное чувство. Она просыпается в тот момент, когда мы ее теряем. Свобода возникает, когда появляется первый раб. На этом основывается вся Греческая и Римская история. Свобода - это когда я никому не принадлежу. В феодальном обществе началась борьба за получение привилегий, потому что более свободным был тот, кто находился в ближайшем окружении тех, у кого была власть.
Свободу слова лучше понимать в двух категориях: это свобода выражать свое мнение о том, что происходит вокруг меня, и свобода сообщать о своих интересах. Если у человека нет возможности сообщить обществу о своем отношении к нему, то он становится невидимым, и через его интересы, скорее всего, переступят. При этом важно чтобы человек был свободным и его жизнь никому не принадлежала. Для современного человека 95% реальной свободы - это сфера потребления и развлечений, то есть наша частная жизнь.
Спешим представить вам еще одного спикера баркемпа - Светлану Маковецкую - Директора Центра Гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) из Пермского края.
Традиционно на наших баркемпах Светлана Геннадьевна говорит о гражданском секторе, некоммерческих инициативах, возможностях объединения граждан. Сейчас НКО чрезвычайно уязвимы, в том числе из-за большого количества правил и ограничений со стороны государства. Кроме того, будучи членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Светлана Геннадьевна получает огромное количество обращений, в которых одни “хорошие” объединения просят закрыть “плохие”. Таким образом, существует давление не только государства на НКО, но и давление НКО друг на друга. При этом, именно свобода может объединять людей внутри ассоциаций.
Светлана Геннадьевна предложила поговорить о том, что сами НКО могут делать для того, чтобы практиковать свободу ассоциаций. В этой связи важно понимать:
Светлана Геннадьевна рассмотрела каждый из этих трех аспектов и вот главные зерна ее выступления.
НКО - это форма жизни свободы объединения. Свобода есть цель и средство одновременно, и она начинает играть новыми красками, если мы дополняем ее другими чувствами, например, такими, как безопасность. Безопасность - “социальный невроз”, который противостоит свободе объединений, при этом важно помнить, что безопасность - это не ценность, в отличие от свободы, а среда.
Проблема свободы всегда лежит где-то между отношениями индивида и чего-то большего, ему неравного, например, государства.
Существуют универсальные принципы для ответственного практикования свободы ассоциаций внутри самих ассоциаций и вот основные из них. В своих отношениях НКО должны исходить из презумпции добросовестности их деятельности. Важно “не быть единственным взрослым”, внутри объединений должно быть добровольное взаимодействие равных субъектов, чтобы никто ни на кого не смотрел снизу вверх или сверху вниз.
Нельзя принципиально никого ограничивать, кроме тех случаев, когда объединения начинают проявлять признаки “практического людоедства,” унижения человека, травили и т.д.
Недопустимо введение ограничений для создания альтернативных НКО. Конкуренция среди объединений - это главный стимул для их роста. Важно поддерживать “дружество” внутри сообщества НКО. Многообразие намного важнее консолидации. Отличие одного объединения от другого, та самая “разность” - это огромный ресурс для развития организаций.
Человеку нужен человек. НКО - это социальная технология. Внутри объединения очень важно сохранять уважение к свободным самостоятельным убеждениям, уметь договариваться, чтобы вместе отстаивать общие ценности.
В заключении своего выступления Светлана Геннадьевна резюмировала: “С одной стороны, свобода - это риск, с другой стороны, свобода - это средство, с третьей - цель, с четвертой - это игра с равными по определенным правилам. Свобода - это значимый для человека выбор. Я хочу жить в мире, где я буду иметь дело со свободными людьми, которые могут играть в игру под названием жизнь на равных, не будучи единственным взрослым, не будучи единственным правильным, но и не допуская быть в их воле, в их зависимости - это мой собственный моральный выбор”.
Все дело в том, что жизнь сообщества людей и человека в отдельности не подчиняется причинно-следственным связям. С момента рождения мы устанавливаем определенные мотивационные отношения к чему-то в окружающем мире или к кому-то в системе человеческих отношений, это то, ради чего человек начинает жить и что-то делать. Эти отношения очень плохо осознаются, и в этом Спиноза был прав.
Переживание свободы - это переживание т ого, что в условиях жизни человеческих сообществ доступно с точки зрения целеполагания и достижения каких-то результатов. Развитие и существование человеческих сообществ сначала стихийно, а потом организованно начинает поддерживаться системой образования, задача которого - транслировать культурно-исторический опыт.
Важнейшей стороной поддержания системы общественных отношений является единство в многообразии. Сегодня нас убеждают, что это единство есть, но основывается оно на однообразии, которое навязывается всей системе образования.
Что подразумевается под фундаментальным образованием? Это когда ребенка в школе знакомят с основными закономерностями и современными научными теориями, и он становится ориентирован, в каком направлении и как развивается человечество. Таким образом, образование направлено на то, чтобы каждый выпускник школы имел необходимые знания в системе современных естественнонаучных и гуманитарных областях. По мнению Сергея Владимировича, решение этой проблемы в настоящее время разрушено введением ЕГЭ, которое сильно сужает ориентировку выпускников школ в системе современных научных знаний. Таким образом, сейчас прослеживается тенденция сведение всего к единообразию. При таких условиях очень ограниченное количество свобод могут отстаивать ученики современных школ.
Если бы мы могли формировать мотивационные отношения, тогда бы сообщество людей моментально разделилось на тех, кто формирует мотивационные отношения и на тех у кого оно формируется. Первых было бы меньшинство, и они находились бы у власти. В возрасте около 3 лет (период “я сам”, “я хочу”) ребенок учится ставить цели перед взрослыми и стремится сам же их реализовывать. С этого момента зарождается то, что мы называем человеческой свободой. В современной системе образования сокращаются возможности целеполагания не только для самих школьников, но и для учителей. Мы становимся все менее свободными в выборе целей, их постановке и исполнении в тех сферах человеческой жизни, где требуются специалисты и люди, умеющие мыслить.
Один из баркемповцев вывел свою формулу искусства: это признанное во времени достаточно большим количество людей творчество человека или группы людей. Самый простой пример творчества - детский рисунок. Группа очень много дискутировала, может ли он считаться искусством?
Далее обсуждение ушло в область театра и кино. Мы говорили о разных фильмах, а также выясняли, где в нашем мире есть пространство, свободное от цензуры? Да, нигде. Где-то цензором выступает общественное мнение, где то сам творец, где то государство. Также сейчас появился новый цензурный орган - интернет (коллективное бессознательное). Творец цензурирует сам себя, потому что боится чужого мнения (например близких, друзей), либо его цензурирует общество (или государство).
Ну и в заключении, говорили о конкретном творчестве и произведениях искусства. В частности, про фильмы. Роман посоветовал в к просмотру картину Михаила Калика "Любить", которая была варварски цензурирована в 1968 году: вырезаны почти все интервью, цитаты из Песни Песней, вся беседа с отцом Александром. Михаил Калик обратился в суд, но суд не состоялся, на самого режиссера было заведено уголовное дело, а авторская копия фильма была реквизирована при обыске. В 1990 году Михаил Калик частично восстановил и доработал картину, поскольку авторская копия так и не была найдена.
Наш мир изменился. Непрожитые эмоции могут нами управлять и стать причиной многих проблем, в том числе и со здоровьем. Если тобой овладевает какая-то эмоция, то ты уже не свободен, ты находишься в ее зависимости. И чтобы наши мысли не заглушали окружающий мир, важно уметь их проживать. Один из способов сделать это - трансформировать свои чувства в слова. Например, завести дневник. Для этого совсем не обязательно обладать какими-то профессиональными навыками. Любое переживание важно!
Рекомендация от Сони: проект "Пережито", в котором собраны воспоминания, личные дневники, записные книжки огромного количества людей, из разных эпох, на разных языках. Здесь можно выбрать любой день и посмотреть, как люди переживали его, что они делали, о чем думали…В заключении первого дня баркемпа на нашей сцене выступил Александр Шамов - стендап-комик, участник Большого стендап фестиваля VK и Казанского Stand up Фестиваля, автор и редактор "Лиги ВУЗов". Юмор помогает нам в самые тяжелые времена. Умение смеяться над неприятностями помогает разрядить самую напряженную обстановку, играючи выйти из сложной ситуации, а иногда даже найти новый нестандартный способ решения проблемы.
Виктор Гюго считал, что свобода начинается с иронии. И вместе с Александром на баркемпе мы практиковали такое начало личной свободы: вдоволь насмеялись над шутками, в которых узнавали себя и окружающий нас мир.А в завершение первого дня на сцене баркемпа выступил Владислав Шевнин в импровизированном тандеме со скрипкой Майи Горят и музыкальным коллективом “Левиты” из Мурманской области. Владислав исполнил все самые любимые песни, и ничто не могло остановить поющих баркемповцев, даже дождь.