Юж-озерный
Республика марий эл
17-18 августа

Баркемп-2024:
ВСЕ ГРАНИ СВОБОДЫ

Пятый юбилейный баркемп в Марий Эл.

Как это было?


Начнем с того, что “Баркемп - 2024” состоялся на новом месте, в маленькой гостеприимной деревеньке Юж-Озерный Медведевского района. В связи с этим подготовительная работа заняла огромное количество времени и сил: мы косили, пилили, красили, рубили дрова, выкладывали печь, возводили сцену, проводили электричество, растили цветы, а также дышали летом, купались, встречали рассветы и провожали закаты, мокли под дождем, загорали на солнце, ловили рыбу, собирали грибы и яблоки. И мы справились благодаря вам! Спасибо всем и каждому! Мы очень ценим, что у баркемпа в Марий Эл есть такая надежная опора. Можно уверенно сказать, что главные организаторы баркемпа - это все вы!

  • 45 волонтеров

    трудились, чтобы баркемп состоялся
  • 30 дней

    мы ежедневно приезжали в Юж-Озерный, чтобы организовать пространство
  • 15 раз

    мы попали под дождь, пока создавали площадку баркемпа
  • 4 раза

    мы видели радугу в Юж-Озерном и верили, что у нас все получится
Как сказал один из участников, на прежнем месте баркемпу стало тесно, и это действительно так. Ведь мы не стоим на месте, мы развиваемся, с каждым годом наш интеллектуальный пикник притягивает все большее количество сердец, пространство становится более комфортным. И в этом году у нашего баркемпа новый этап развития. Бескрайнее свободное поле и небо - это именно то, что нам было нужно, тем более, что тема пикника в 2024 году: “Все грани свободы”.
Существует огромное количество афоризмов и философских высказываний о том, что есть свобода, но стоит только погрузиться в это понятие, и ты понимаешь, насколько оно сложное, многогранное, “мультиспециальное”, как сказал один из наших спикеров.
Что есть понятие “свобода” во всем его многообразии? Что происходит со свободой в мире и в России в наше непростое время? Как она видоизменяется? Чем отличается свобода в прошлом от современной свободы? Что представляют собой свободы человека, которые гарантируются законами и свободы, которые диктуются моралью? Что есть свобода творчества в искусстве? Есть и должна ли быть свобода в браке? Что ограничивает свободу в современном мире? Как можно сохранить свободу внутреннюю и внешнюю? На протяжении двух дней мы пытались заглянуть вглубь понятия “свободы”, рассмотреть все ее грани, и обнаружили много неожиданных поворотов в этой теме.
Это был глубокий и вдумчивый диалог. Дискуссии не прекращались и переходили из шатров в столовую, из столовой к костру, и продолжались даже в палатках. И это прекрасно, ведь именно для общения и был создан когда-то наш интеллектуальный пикник.

География баркемпа разнообразна. Гости и спикеры приехали к нам из разных уголков России и Марий Эл: Самара, Калуга, Пермь, Киров, Сыктывкар, Нижний Новгород, Зеленодольск, Рязань, Санкт-Петербург и Москва, Волжск, Звенигово, Юрино.




Ведущей баркемпа в 2024 году стала Майя Горят - певица, актриса плейбек-театра из Москвы и просто очень добрый и отзывчивый человек. Как оказалось, она умеет держать в руках не только музыкальные, но и рабочие инструменты, может наладить аппаратуру, свет, звук и многое другое. И, конечно, как человек творческий, Майя вместе с другими организаторами создавала особое настроение нашему баркемпу, а котором было место добру, теплу, взаимопониманию и дружбе!

К слову говоря, первый баркемп состоялся в Сыктывкаре в 2012 году и одним из его идейных вдохновителей был Игорь Сажин, который стал спикером на нашем баркемпе этого года. Он рассказал, как зарождалось баркемповское движение, как оно проходило по всей стране. Если хотите узнать, как зарождался и проходил баркемп в разных регионах России с 2012 года, переходите по ссылке ниже - у баркемпа богатая история!

К сожалению, на сегодняшний день ни в одном регионе России, кроме Марий Эл, они уже не проходят, и сам факт того, что наш баркемп состоялся - это уже событие.

“Мы сами себя, кажется, убедили, что внутри страны выкошено, вымерло все общественное созидательное, все гражданское. Во многом, слишком во многом так оно и есть. Да и постоянно из-за разных заграниц нам нашептывают, что внутри границ все кончено, надежды нет. Нет, но да.”

Елена Панфилова, обозреватель “Новой газеты”.

Самыми популярными форматами баркемпа остались, как и прежде, выступления, презентации, дискуссии и мастер-классы. Погода в этом году была к нам благосклонна, и дождь миновал два рабочих дня, пролившись лишь ночью. И какое же это счастье - заснуть в палатке под звуки дождя, а проснуться в чисто вымытом и таком свежем дне нашего пикника!

“Композиция” из спикеров была необыкновенно яркой и разнообразной. Они дополняли друг друга, были на одной волне, а некоторые, отработав на своей площадке, с удовольствием посещали выступления своих коллег и принимали активное участие в работе других площадок.

  • 300 участников

    приехали к нам на баркемп
  • 27 площадок

    было проведено для взрослых и детей
  • 19 спикеров

    Выступили на баркемпе
Те, кто приезжают на баркемп уже не в первый раз, хорошо знают Игоря Аверкиева - социального философа, публициста, общественника из Перми.
Разные времена, разные люди - разные свободы слова“ - так называлась площадка Игоря Валерьевича. И опять это был интереснейший разговор, пронизанный авторской терминологией, с глубоким аналитическим взглядом на мир и процессы, происходящие в обществе.
Казалось бы, что говорить о свободе слова? Можно сказать, что ее нет, и все на этом… Но свобода бывает разной и рассматривать ее можно с разных сторон. По мнению Игоря Валерьевича, понятие “свобода” одновременно является объектом философии, этики, социологии, а в последнее время даже антропологии. Об этих сторонах понятия мы и говорили вместе.


Игорь Валерьевич предложил очень простое и понятное определение: свобода - это такое состояние человека, в котором он сам является главной причиной своих поступков. Это отсутствие неприемлемых ограничений волеизъявления.

Существует также попытка определить свободу как отсутствие насилия по отношению к человеку. Люди, различные культуры и общественные отношения настолько разнообразны, что даже из самых лучших побуждений нельзя пытаться заставить одного человека быть похожим на другого. Возьмем, к примеру, двух львят. Один из них, преодолевая свой страх перед неизвестностью, выходит из клетки; второй предпочитает остаться внутри в комфортной и привычной среде. Оба они свободны в своем выборе. При этом, первый львенок ведет себя более или менее в соответствии со своей идентичностью. Второй приспособился и приобрел новую идентичность, “клеточную”. Заставить его выйти из клетки нельзя, но мы можем предоставить ему информацию о том, что есть возможность преодолеть в себе ограниченность пространства и приобрести истинное свое биологическое состояние.

Есть масса исследований, которые основываются на соотношении 95/5. При этом, 95% людей - это “нормальные” люди (нормальные, потому что их большинство), это люди, нацеленные на собственное благополучие, благополучие своей семьи, своих детей, а 5% людей - это “ненормальные”, они мыслят категориями страны, мира, свободы, справедливости. Свобода слова, таким образом, ограничена социальными критериями.

Если рассмотреть чувство свободы с точки зрения права, то это моральные и правовые нормы, которые создают условия, чтобы мы чувствовали себя свободно в разрешенных обществом обстоятельствах. В целом мы живем в мире, где ограничений нашей свободы гораздо больше, чем “разрешений”. Все разговоры вокруг свободы - это разговоры по поводу приемлемых и неприемлемых ограничений.

Свобода как идеология. Идеологию можно рассмотреть, как выражение частных интересов в формате всеобщности. В разных народах, в разных культурах существует свобода слова, но при этом разное представление о свободе и о том, какие ограничения считаются приемлемыми.

Еще одна грань понятия “Свобода” открывается нам, если мы посмотрим на нее с точки зрения общественных отношений. С одной стороны, человек находит свою свободу только в обществе, а с другой – общество ему часто мешает делать то, что он хочет, и человеку кажется, что общество лишает его свободы. Наивно думать, что формирование человеческого общества начинается со свободы. Напротив, оно начинается с запрета, нарушение которого строго наказывается. Вся жизнь первобытного человека была строго регламентирована: как охотиться, как обрабатывать пойманную добычу, кому отдавать ее в первую очередь и т.д. - на все были установлены строгие правила.

Свобода - это негативное чувство. Она просыпается в тот момент, когда мы ее теряем. Свобода возникает, когда появляется первый раб. На этом основывается вся Греческая и Римская история. Свобода - это когда я никому не принадлежу. В феодальном обществе началась борьба за получение привилегий, потому что более свободным был тот, кто находился в ближайшем окружении тех, у кого была власть.

Свободу слова лучше понимать в двух категориях: это свобода выражать свое мнение о том, что происходит вокруг меня, и свобода сообщать о своих интересах. Если у человека нет возможности сообщить обществу о своем отношении к нему, то он становится невидимым, и через его интересы, скорее всего, переступят. При этом важно чтобы человек был свободным и его жизнь никому не принадлежала. Для современного человека 95% реальной свободы - это сфера потребления и развлечений, то есть наша частная жизнь.

“Чтобы положительные перевешивали, надо работать головой. Это сложно, но чертовски интересно!”
"Как прокачать экопривычки до шестого уровня, даже если ты не экоактивист?" - об этом мы рассуждали на площадке Асхата Каюмова, эколога из Нижнего Новгорода с более чем 30-летним стажем. А начали с простого: что такое экология? Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, и она не может быть хорошей или плохой, а вот наши поступки, по мнению Асхата, имеют экологические последствия, положительные или отрицательные:


Вот, к примеру, каждый из вас видел в своем городе тропинку, идущую поперек газона. Первый уровень осознанности, - когда мы обходим ее, не боясь потерять несколько минут своего времени, а вот шестой - это когда мы идем к проектировщику и заставляем его проложить пешеходную зону там, где это будет удобно для людей. На своей площадке Асхат поделился несколькими простыми способами прокачать экопривычки. Три главных принципа - покупать меньше, давать вещам вторую жизнь и отдавать на переработку всё, что можно переработать. Придерживаться этих принципов не так-то сложно.
Одним из шокирующих открытий для участников площадки Асхата оказался тот факт, что уже в конце июля наступил срок “экологического долга”. Что это значит? А значит это то, что на момент проведения баркемпа мы с вами начали “проедать” природные богатства наших детей, то есть годовой запас возобновимых ресурсов, которые производит планета, человечество “съело” уже за 7 месяцев.
К слову сказать, в этом году мы уменьшили экологический след от нашего баркемпа, полностью отказавшись от пластиковых стаканчиков. Да, отныне и всегда для гостей нашего пикника обязательным условием становится личная кружка.

Спешим представить вам еще одного спикера баркемпа - Светлану Маковецкую - Директора Центра Гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) из Пермского края.

Традиционно на наших баркемпах Светлана Геннадьевна говорит о гражданском секторе, некоммерческих инициативах, возможностях объединения граждан. Сейчас НКО чрезвычайно уязвимы, в том числе из-за большого количества правил и ограничений со стороны государства. Кроме того, будучи членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Светлана Геннадьевна получает огромное количество обращений, в которых одни “хорошие” объединения просят закрыть “плохие”. Таким образом, существует давление не только государства на НКО, но и давление НКО друг на друга. При этом, именно свобода может объединять людей внутри ассоциаций.

Светлана Геннадьевна предложила поговорить о том, что сами НКО могут делать для того, чтобы практиковать свободу ассоциаций. В этой связи важно понимать:


  1. Есть ли особый перевод языка свободы на язык свободы объединений?

  1. Есть ли какие-то инструменты, которые помогают практиковать свободу одного объединения по отношению к другому объединению?

  1. Как действовать в ситуации, когда внутри объединения назревает раскол?

Светлана Геннадьевна рассмотрела каждый из этих трех аспектов и вот главные зерна ее выступления.

НКО - это форма жизни свободы объединения. Свобода есть цель и средство одновременно, и она начинает играть новыми красками, если мы дополняем ее другими чувствами, например, такими, как безопасность. Безопасность - “социальный невроз”, который противостоит свободе объединений, при этом важно помнить, что безопасность - это не ценность, в отличие от свободы, а среда.

Проблема свободы всегда лежит где-то между отношениями индивида и чего-то большего, ему неравного, например, государства.

Существуют универсальные принципы для ответственного практикования свободы ассоциаций внутри самих ассоциаций и вот основные из них. В своих отношениях НКО должны исходить из презумпции добросовестности их деятельности. Важно “не быть единственным взрослым”, внутри объединений должно быть добровольное взаимодействие равных субъектов, чтобы никто ни на кого не смотрел снизу вверх или сверху вниз.

Нельзя принципиально никого ограничивать, кроме тех случаев, когда объединения начинают проявлять признаки “практического людоедства,” унижения человека, травили и т.д.

Недопустимо введение ограничений для создания альтернативных НКО. Конкуренция среди объединений - это главный стимул для их роста. Важно поддерживать “дружество” внутри сообщества НКО. Многообразие намного важнее консолидации. Отличие одного объединения от другого, та самая “разность” - это огромный ресурс для развития организаций.

Человеку нужен человек. НКО - это социальная технология. Внутри объединения очень важно сохранять уважение к свободным самостоятельным убеждениям, уметь договариваться, чтобы вместе отстаивать общие ценности.

В заключении своего выступления Светлана Геннадьевна резюмировала: “С одной стороны, свобода - это риск, с другой стороны, свобода - это средство, с третьей - цель, с четвертой - это игра с равными по определенным правилам. Свобода - это значимый для человека выбор. Я хочу жить в мире, где я буду иметь дело со свободными людьми, которые могут играть в игру под названием жизнь на равных, не будучи единственным взрослым, не будучи единственным правильным, но и не допуская быть в их воле, в их зависимости - это мой собственный моральный выбор”.


Представляем вам еще одного спикера, который стал добрым другом нашего баркемпа. Константин Старыгин - лидер “Школы осознанного родительства в Республике Марий Эл”. Тема его выступления в этом году - "Брак и свобода: границы ответственности и независимости супругов".
Считаете ли вы себя свободным в браке? Две трети собравшихся на площадке Константина ответили, что нет. По мнению Константина, свобода - это способность человека определять свое поведение в зависимости от обстоятельств. К примеру, свободен ли ты, когда решил добраться до баркемпа, но твоя машина сломалась? Да, потому что у тебя всегда есть способность принять обстоятельства такими, какие они есть.
Если с этой точки зрения посмотреть на семейные отношения, то многое становится ясным. Вступая в брак, мы принимаем решение любить, договариваться и уважать.
Это наш свободный внутренний выбор: я принял решение, и буду его придерживаться, независимо от тех чувств, которые испытываю в данный момент. Только так любовь между двумя людьми можно сохранить, возродить и укрепить.
Очень часто причиной, разрушающей семьи, становится стремление к независимости. Вместе с Константином мы выделили три вида зависимости, которые присутствуют в семейных отношениях:
  • Созависимость - когда один партнер смотрит на другого как на источник своего счастья. Человек видит себя только в этих отношениях и тревожится, чтобы ничего в них не изменилось.
  • Контрзависимость - когда один партнер не хочет зависеть от другого, когда одному комфортнее, чем вместе. Человек не желает обсуждать будущие отношения.
  • Взаимозависимость - когда одному хорошо, но вдвоем лучше, когда пара смотрит в будущее с оптимизмом и понимает, что отношения движется вперед. Разговоры о будущем в таких парах возникают в по мере необходимости.

Ни один баркемп не обходился без театра, и 2024 год не стал исключением. На нашей сцене прямо под открытым небом выступил московский Театр.DOC и показал спектакль “Солнечная линия” по пьесе Ивана Вырыпаева. Перед нами оказались двое супругов Барбара и Вернер, которые у себя на кухне с десяти вечера и до утра выясняли отношения, вели эмоциональный диалог о непонимании, которое возникло между ними спустя 7 лет брака. Свобода в семейных отношения - это и счастье, и проклятие, и борьба, и смирение…


Сергей Владимирович Маланов - йошкаролинец, доктор психологических наук (Московский институт психоанализа) представил на баркемпе тему: "Свобода как феномен общественного и индивидуального сознания: образование и свобода в образовании".
В начале своего выступления Сергей Владимирович привел интересное определение свободы: “Свобода - это осознанная необходимость”. С психологической точки зрения такое понимание термина выводит на проблемы мотивации и целеполагания. Об этом мы и разговаривали на его площадке.
К данному тезису Сергей Владимирович привел важное дополнение, автором которого является Бенедикт Спиноза: «Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают».

Все дело в том, что жизнь сообщества людей и человека в отдельности не подчиняется причинно-следственным связям. С момента рождения мы устанавливаем определенные мотивационные отношения к чему-то в окружающем мире или к кому-то в системе человеческих отношений, это то, ради чего человек начинает жить и что-то делать. Эти отношения очень плохо осознаются, и в этом Спиноза был прав.

Переживание свободы - это переживание т ого, что в условиях жизни человеческих сообществ доступно с точки зрения целеполагания и достижения каких-то результатов. Развитие и существование человеческих сообществ сначала стихийно, а потом организованно начинает поддерживаться системой образования, задача которого - транслировать культурно-исторический опыт.

Важнейшей стороной поддержания системы общественных отношений является единство в многообразии. Сегодня нас убеждают, что это единство есть, но основывается оно на однообразии, которое навязывается всей системе образования.

Что подразумевается под фундаментальным образованием? Это когда ребенка в школе знакомят с основными закономерностями и современными научными теориями, и он становится ориентирован, в каком направлении и как развивается человечество. Таким образом, образование направлено на то, чтобы каждый выпускник школы имел необходимые знания в системе современных естественнонаучных и гуманитарных областях. По мнению Сергея Владимировича, решение этой проблемы в настоящее время разрушено введением ЕГЭ, которое сильно сужает ориентировку выпускников школ в системе современных научных знаний. Таким образом, сейчас прослеживается тенденция сведение всего к единообразию. При таких условиях очень ограниченное количество свобод могут отстаивать ученики современных школ.

Если бы мы могли формировать мотивационные отношения, тогда бы сообщество людей моментально разделилось на тех, кто формирует мотивационные отношения и на тех у кого оно формируется. Первых было бы меньшинство, и они находились бы у власти. В возрасте около 3 лет (период “я сам”, “я хочу”) ребенок учится ставить цели перед взрослыми и стремится сам же их реализовывать. С этого момента зарождается то, что мы называем человеческой свободой. В современной системе образования сокращаются возможности целеполагания не только для самих школьников, но и для учителей. Мы становимся все менее свободными в выборе целей, их постановке и исполнении в тех сферах человеческой жизни, где требуются специалисты и люди, умеющие мыслить.

«О свободе в искусстве и творчестве. Цензура и самоцензура» - так называлась площадка Романа Буссе. Роман - администратор Московского Открытого театра кукол, а также ведущий лаборатории по клоунаде в ГЭС-2 для подростков, студент продюсерского факультета ВГИК, он также является основателем Телеграм-театра в Йошкар-Оле.
Роман был в постоянном диалоге с участниками площадки и свой разговор с аудиторией он начал с вопроса, чем же отличается творчество от искусства? Вместе мы пришли к выводу, что творчество - это почти всегда некий процесс, а искусство это результат, который кто-то признал, оценил, получил эмоциональный отклик.

Один из баркемповцев вывел свою формулу искусства: это признанное во времени достаточно большим количество людей творчество человека или группы людей. Самый простой пример творчества - детский рисунок. Группа очень много дискутировала, может ли он считаться искусством?

Далее обсуждение ушло в область театра и кино. Мы говорили о разных фильмах, а также выясняли, где в нашем мире есть пространство, свободное от цензуры? Да, нигде. Где-то цензором выступает общественное мнение, где то сам творец, где то государство. Также сейчас появился новый цензурный орган - интернет (коллективное бессознательное). Творец цензурирует сам себя, потому что боится чужого мнения (например близких, друзей), либо его цензурирует общество (или государство).

Ну и в заключении, говорили о конкретном творчестве и произведениях искусства. В частности, про фильмы. Роман посоветовал в к просмотру картину Михаила Калика "Любить", которая была варварски цензурирована в 1968 году: вырезаны почти все интервью, цитаты из Песни Песней, вся беседа с отцом Александром. Михаил Калик обратился в суд, но суд не состоялся, на самого режиссера было заведено уголовное дело, а авторская копия фильма была реквизирована при обыске. В 1990 году Михаил Калик частично восстановил и доработал картину, поскольку авторская копия так и не была найдена.


Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..

Призывает в своем стихотворении “Молчи, скрывайся и таи” Федор Иванович Тютчев. С этим не согласятся современные психотерапевты, как и ведущая еще одной площадки нашего баркемпа Соня Дёмина - кинодраматург, редакторка художественных и продуктовых текстов.

Наш мир изменился. Непрожитые эмоции могут нами управлять и стать причиной многих проблем, в том числе и со здоровьем. Если тобой овладевает какая-то эмоция, то ты уже не свободен, ты находишься в ее зависимости. И чтобы наши мысли не заглушали окружающий мир, важно уметь их проживать. Один из способов сделать это - трансформировать свои чувства в слова. Например, завести дневник. Для этого совсем не обязательно обладать какими-то профессиональными навыками. Любое переживание важно!

Рекомендация от Сони: проект "Пережито", в котором собраны воспоминания, личные дневники, записные книжки огромного количества людей, из разных эпох, на разных языках. Здесь можно выбрать любой день и посмотреть, как люди переживали его, что они делали, о чем думали…
Силу слов и вызванных от них чувств усиливают изображения. В наше время очень популярны мемы. Например, кабачок! В августе проблема, куда деть лишний, стоит особенно остро! И тут кабачок превращается в новый показатель дружбы, некий культурный код. Но на баркемп приехал Сережа. Он из Москвы. И как ему объяснить то чувство, когда за выходные тебе дарят уже седьмой кабачок? Как он может понять ту ответственность, которая ложится на нас, когда мы его принимаем? Можно написать об этом текст, сформулировать свой эмоциональный опыт и тогда владельцы кабачков к тебе потянутся, ведь похожие чувств сближают людей, позволяют выделить “своих”. Но не стоит забывать, что есть люди, которые могут использовать этот эффект в своих целях. Так выглядит прицельный контент. Слово может стать мощным оружием. При этом, если своих оппонентов мы расчеловечиваем в доли секунд, то обратный процесс требует огромной работы над собой и занимает большое количество времени. Таким образом, получение эмоции - это определенный путь.
С помощью слов можно рисовать картины. Слово может стать символом. Даже одна единственная буква может! Например, гостья баркемпа, которая приехала к нам из Санкт-Петербурга, призналась, что ее совершенно очаровала марийская буква ÿ, она стала для нее олицетворением марийского края, марийской культуры и людей, которых она повстречала на нашем баркемпе.

В заключении первого дня баркемпа на нашей сцене выступил Александр Шамов - стендап-комик, участник Большого стендап фестиваля VK и Казанского Stand up Фестиваля, автор и редактор "Лиги ВУЗов". Юмор помогает нам в самые тяжелые времена. Умение смеяться над неприятностями помогает разрядить самую напряженную обстановку, играючи выйти из сложной ситуации, а иногда даже найти новый нестандартный способ решения проблемы.

Виктор Гюго считал, что свобода начинается с иронии. И вместе с Александром на баркемпе мы практиковали такое начало личной свободы: вдоволь насмеялись над шутками, в которых узнавали себя и окружающий нас мир.

А в завершение первого дня на сцене баркемпа выступил Владислав Шевнин в импровизированном тандеме со скрипкой Майи Горят и музыкальным коллективом “Левиты” из Мурманской области. Владислав исполнил все самые любимые песни, и ничто не могло остановить поющих баркемповцев, даже дождь.

Еще одна грань свободы - это разговор о будущем. И о нем мы рассуждали на площадке "Заглядывая в будущее: куда стремятся россияне и стремятся ли?" вместе с Еленой Панфиловой - руководителем “Лаборатории будущего”. Так называется проект Новой газеты, в котором журналисты, историки, социологи исследуют настоящее, чтобы понять будущее - России и всего мира.
Елена поделилась с аудиторией некоторыми результатами исследований. Социологические опросы, проведенные в январе 2024 года, показали, что мысли о будущем погружают в тревожность и страх большинство россиян. А вместе с тем, образ будущего является мощным инструментом управления настоящим, ведь именно наши действия сегодня предопределяют то, что будет с нами завтра.

Существует несколько моделей образа будущего: личный, общественный и образ будущего элит. Они пересекаются и накладываются друг на друга. Например, на баркемпе у каждого из приехавших, несомненно, есть личная мечта, но есть еще общественные идеалы, которые нас всех объединяют: желание встречаться, говорить о правах, свободах и будущем.
Что касается образа будущего элиты, то множество философов и политологов уверены в том, что образ будущего для страны должны формировать именно они. При этом, элиты должны обладать неким “видением”, которое включает в себя знания о реальном положении дел, а также инструментами влияния и управления.
Настоящее формирует краткосрочные и долгосрочные образы будущего. Все зависит от целеполагания и горизонта планирования. С последним, как показало исследование, у нас жуткая катастрофа: горизонт планирования среднестатического россиянина, как это ни печально звучит, определяет последний платеж по ипотеке
У России, как и у любой другой страны, нет и не может быть единого образа будущего. Этих образов много, и они постоянно меняются, а от того, каким мы видим день завтрашний, зависят наши решения и действия сегодня.
Личная стратегия, которую предложила аудитории Елена Панфилова в заключении своего выступления:
  • менять будущее - и тогда будет меняться настоящее;
  • диктовать свои условия - и менять правила;
  • выбор есть всегда, и этот выбор идет через воображение и мышление;
  • “иначе” всегда можно;
  • когда ты стоишь у края, - можно все.
А знали ли вы, что в Вильнюсе есть район под названием Ужупис, и он известен на весь мир тем, что его жители 1 апреля 1997 решили провозгласить свою независимость. Шутка удалась, и в результате Ужупис стал самой маленькой в мире республикой - с собственным правительством, валютой, гимном и даже Конституцией. В этом документе изложена суть свободных идеалов Ужуписа, например, “Каждый человек имеет право умереть, но он не обязан это делать”, “Каждый человек имеет право понимать”, “Каждый человек имеет права ничего не понимать”, “Каждый имеет право быть счастливым” и “Каждый имеет право быть несчастным”, “Каждый может быть свободным, а также “Каждый отвечает за свою свободу”.


Вдохновившись полушуточными, но очень человечными законами независимого Ужуписа, Ева Михайловна Меркачева, журналист, правозащитник, обозреватель "Московского комсомольца", член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, предложила участникам своей площадки написать Конституцию баркемпа и, пустив, лист по рядам, добавила: “Каждый имеет право написать свое предложение, но не обязан!”
А пока баркемповцы сочиняли свой манифест, Ева Михайловна рассуждала на тему: “Гражданские свободы в России и в мире: как они изменились за последние 10 лет?”.
Проанализировав ситуацию, как бы странно это ни звучало, Ева Михайловна пришла к выводу, что конституционные права граждан расширяются. Другой вопрос, - как все это соблюдается на практике, ведь на деле ситуация становится все жестче. И одними из тех, кто продолжает отстаивать права и свободы людей, остаются журналисты. Ева Михайловна рассказал о некоторых громких расследованиях, которые разоблачали крупные корпорации и правительства.
По мнению Евы Меркачевой, Конституция России идеальна. Ее прочтение очень вдохновляет. Она позволяет сказать, что дважды два - четыре, а если ты с чем-то ты не согласен, то она позволяет ничего не говорить (ст.21 Конституции). “Как инструмент наша Конституция - подарок для всего гражданского общества. На нее можно опереться” - считает Ева Михайловна.
Даже у природы в современном мире есть свои права, о них упоминается в Конституция Мальты и некоторых других стран. Что касается России, то про права природы там речи нет, но прописаны права животных. Интересно также, что в большинстве Конституций мира не задекларировано такое простое и естественное понятие как “счастье”, за исключением Японии и Южной Кореи. Зато в Конституции нашей страны присутствует слово “любовь”, но в контексте любви к отечеству. В главных документах других стран это слово встречается очень редко.
Итак, возвращаясь к Конституции баркемпа, авторами которой стали сами участники, - получился очень интересный документ, который мы сохранили для будущих баркемпов. Вот некоторые ее положения:
Конституция Баркемпа:
  • Каждый имеет право общаться, делиться своим мнением и быть услышанным.
  • Каждый имеет право выбирать с кем общаться, как общаться и о чем общаться.
  • Каждый имеет право находиться в обществе своих людей и не обязан находиться среди чужих.
  • Каждый имеет право на хорошую погоду, но природа не обязана ее предоставлять.
  • Каждый имеет право на объятия и т.д.

Еще одна из граней свободы - свобода в творчестве. На нее мы посмотрели глазами Павла Селукова - писателя, публициста и сценариста из города Перми. "Попытка свободы" - так называлась площадка Павла, и она была уникальна тем, что здесь не было обсуждений и дискуссий, единственный голос, который звучал - это был голос автора. Павел читал свои рассказы из разных книг, а слушатели пытались разглядеть подсвеченную в них грань свободы.
Вот взять, к примеру, рассказ “Перед гражданской войной”. Главный герой проходит лечение в больнице. Сначала его вежливо попросили принести обед, потом поднять с улицы пять тюков чистого белья, затем три тюка хлеба. А все потому, что нет в этой больнице подсобников. Свободен ли персонал, которому не нравится просить пациентов, но они столько лет их просят? Свободны ли пациенты, которым не нравится роль бесплатных грузчиков, но они от этой роли не отказываются?
“Не может же быть, чтобы деятельность такого учреждения, как больница, зависела от доброй воли пациентов” - задумался герой рассказа. Поиски ответа на эти вопросы привели его сначала в Санкт-Петербург­ский Минздрав, потом в Кремль, затем в колонию общего режима, откуда он вновь попал в ту же самую клинику неврозов, о которой была речь в самом начале рассказа. Только вот поведение героя теперь изменилось. А как? Обязательно прочитайте! Павел Селуков, сборник рассказов “Перед гражданской войной”.
"Свобода 90-х годов в историческом контексте" - так называется площадка Игоря Сажина, историка, архивиста, правозащитника из Республики Коми.
Свое выступление Игорь Валентинович начал с того, что очень часто мы путаем права и свободы. В чем же состоит отличие этих понятий? Простыми словами, свобода - это то, что нам “не мешают делать”, а право - это то, что нам “помогают делать”. Таким образом, право на жизнь - это свобода, а выборы, образование, медицина и т.д - это права. Именно про свободы мы и говорили вместе с Игорем Валентиновичем, в частности, проанализировали, как они проявлялись в историческом контексте.

В ХIII-IX века существовала концепция, в соответствии с которой люди когда-то были свободны, потом они эту свободу утратили и теперь ее возвращают. А вот по мнению Игоря Валентиновича, свободными мы и не были никогда. Примером могут служить наши отношения с детьми. Взрослый корректирует поведение ребенка, исходя из интересов его безопасности, считая себя более опытными. Эти вертикальные отношения в нас встроены на биологическом уровне. Всегда есть кто-то “более важный”, “более умный”, кто должен принимать решения. Даже когда в человеческом обществе совершается революция, мы пытаемся просто перевернуть эту вертикаль и поменять одних “менее умных” на других “более умных”.
В 20 веке возникла концепция прав человека, и она заявила, что каждый человек - это ценность. Диктатор - Человек. Ребенок-инвалид - Человек. Маньяк-насильник - тоже Человек. Соответственно все мы несем ответственность за то, что делают люди, которые находятся у власти, поэтому мы имеем право стоять рядом, интересоваться, проверять, проявлять участие - только так можно изменить ситуацию.
Если посмотреть на историю развития России, то можно выделить несколько периодов, когда люди получали ряд свобод: в XX веке - это 1905 г. (первая Конституция, манифест Николая II), 1917 г. (свержение монархии, временное правительство, перехват власти большевиками), 1956 г. (смерть Сталина, приход к власти Хрущева) и 1985 г., а вместе с ним и “шальные” 90-е… Перед нами 4 периода либеральных реформ, между которыми обязательно присутствует некая жесткая тоталитарная конструкция. Этот алгоритм в историческом развитии достаточно устойчивый, он прослеживается в развитии России и в XIII, и в IX веках, поэтому впереди нас ждет, по всей видимости, очередной заход к свободам. Кто же запускает этот маятник? Игорь Валентинович уверен, что главный заказчик - сам народ, роль политика и правителя второстепенна: он откликается на запрос, который исходит от общества.
Что же делать в условиях “культуры перемен”? - создавать культуру чего-то постоянного. “Просто оставаться Человеком. - считает Игорь Валентинович. - “Баркемп - это и есть одна из форм создания культуры стабильности, и чем больше будет таких пространств, тем лучше!“

"Свобода начинается с семьи" - так называлась площадка Никиты Романцова - молодого отца, а также социального психолога, аккредитованного специалиста Института защиты детства.
Вместе с Никитой мы рассуждали о свободе в отношениях родителей и детей, и узнали о трех степенях несвободы и способах их преодоления.
Первая степень - так называемая “надзирательность”. Это тот самый случай, когда родители произносят: “ Не бегай! Не трогай! Не кричи!” Такое поведение воспитывает в ребенке неспособность принимать собственные решения. Как преодолеть такую несвободу? Нужно ослабить степень контроля, общаться с ребенком на равных, как с другом, научиться прислушиваться к нему и доверять.
Следующая степень - “животный инстинкт”. Это все наши реакции, которые происходят самопроизвольно, необдуманно, например, когда в нас возникает желание заставить ребенка замолчать, ударить, унизить, оскорбить.
Чтобы преодолеть этот уровень несвободы, нам необходимо сделать шаг от животного к человеческому, иными словами, подключить осознанность, научиться рефлексировать, более творчески и гибко подходить к реакциям ребенка, избегая прямых запретов. И приходим мы к этому именно тогда, когда понимаем, что ребенок ничего не делает просто так, все его поступки - это результат каких-то неудовлетворенных потребностей.
И последняя степень несвободы - “цикличность воспитания”, ведь не секрет, что мы воспитываем детей на примере своих родителей. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, человек должен развиваться, читать книги, внедрять новые практики, только тогда мы обретем свободного мыслящего человека.
Резюмируя свое выступление, Никита призвал в первую очередь взращивать Человека внутри себя и только потом растить Человека в ребенке.

"Пытка за гранью свободы"- на эту тему мы говорили с юристом “Команды против пыток” Альбиной Мударисовой из Оренбурга. Почему в современном обществе допускается пытать людей? Оказывается, причин для этого много. Чтобы расследовать уголовное дело, нужно много времени, огромные затраты и ресурсы, высокотехнологичное оборудование, высокопрофессиональные навыки сотрудников, усложняет ситуацию палочно-галочная система, которая требует выполнения показателей и быстрого решения проблем. Все это вместе приводит к тому, что сотрудники органов власти часто прибегают к применению насилия. Но есть и другие причины. В тюрьмах, например, пытают с целью подавления воли человека, чтобы установить жесткую дисциплину. На Кавказе пытки еще практикуются для получения выкупа.
По своему опыту работы в правозащитной организации, Альбина уверена, что пытки не эффективны. В истории расследований нет ни одного случая, когда бы пытки приводили к какому-то результату.


При этом, пытка расчеловечивает не только жертву, но и самого актора насилия, который испытывает ПТСР и может страдать от этого всю свою жизнь. Таким образом, насилие запускает новый круг насилия, и вместо одного преступника мы получаем двоих.
Результатом применения пыток часто становятся судебные ошибки. Пытки - это системная проблема и довольно-таки “молодое” преступление. На основании проведенного исследования, в котором были использованы данные о 141 осужденных за последние 23 года, в совершении пыток чаще обвиняются мужчины, которым не исполнилось 35 лет (76% случаев), 92% из них - это сотрудники МВД, 57% пыток совершено в соучастии. Средняя компенсация за применение пыток - 150 000 руб, а максимальная составила 800 000 руб.
В заключении своей площадки Альбина провела квиз. Вопросы были связаны с работой “Команды против пыток” и проблемой применения пыток на территории России. Участники разделились на группы, и многие ушли с площадки, получив в подарок фирменный мерч.


Антон Шутов - социальный психолог-тренер, наш добрый друг. Пять лет назад он открывал наш первый баркемп и с тех пор стал постоянным его спутником. Вместе с ним мы рассуждали на тему "Свобода от предрассудков. Психологические ловушки повседневной жизни". Это был вдумчивый разговор с погружением в тему и отсылками к исследованиям Гюстава Лебона, Зигмунда Фрейда, Карл Густава Юнга, Конрада Захариаса Лоренца.
Шатер, в котором проходила площадка Антона, превратился в лабораторию. 7 добровольцев приняли участие в социально - психологическом эксперименте очень похожем на всем известную детскую игру “Глухой телефон”. Задача его была проста: прослушать небольшой текст и пересказать его суть следующему человеку. В результате мы увидели как тает, искажается информация, которая проходит по социальным цепочкам.

Вместе с Антоном мы порассуждали о том, что такое сплетни, стереотипы, предрассудки? Как, например, меняется наше отношение к человеку, когда мы узнаем о нем, что он имеет судимость или проходит лечение в психиатрической лечебнице? Стигмы преследуют нас в жизни повсюду: диагноз, семейное положение, цвет кожи, социальный статус и т.д. С шаблонным мышлением борются сейчас и в науке, и в культурной среде. Новая этика позволяет нам толерантно относиться ко всем без исключения, мыслить более прогрессивно.
Вместе с Антоном мы разобрали явление под названием “эффект свидетеля”. Это тот самый случай, когда мы находимся в толпе и не включаемся в ситуацию, когда сознание становится коллективным. В такой ситуации у человека снижается чувство вины, морали и ответственности, повышается жесткость и происходит переход в неконтролируемое состояние.
“Людям, которые приезжают на баркемп, и людям, которые его создают, важно видеть в человеке человека и быть свободными от предрассудков и стереотипов. Баркемп - это пространство свободного восприятия!”
В заключении Антон провел примирительное арт-терапевтическое упражнение, которое помогает вспомнить, что каждый из нас уникален. Из одного и того же листа бумаги, выполняя одни и те же инструкции, участники площадки сделали совершенно разные “снежинки”, потому что в каждом из нас живет индивидуальность. Это повод любить себя и в то же время с большим вниманием относиться к другим людям, их мыслям и мнениям, даже если они отличаются от наших.
Антон выразил очень важную мысль, которую хочется процитировать:
Баркемп традиционно - это еще и пространство для творчества, где каждый может сделать что-то своими руками, чтобы привезти домой в память о наших теплых встречах. Для этого на наш пикник мы пригласили мастерицу из Санкт-Петербурга Надежду Киселеву, которая провела мастер-класс по созданию вещей с авторским принтом. С помощью разнообразных штампов взрослые и дети создали эксклюзивные футболки, панамки и шопперы. Особенной популярностью пользовались оттиски, которые Надежда создала специально для нашего пикника: с символикой баркемпа, а также марийским-национальным орнаментом. Остались довольны все: и взрослые, и дети.

А как же дети? А дети на баркемпе тоже не скучали! Они играли с аниматорами и в спортивные игры, мастерили воздушных змеев, расписывали глиняные фигурки, прошли курс юного спасателя.
Добрый друг баркемпа Владимир Данилов и его известный по всей республике Марий Эл питомец Барин привезли с собой радужное шоу и волшебный огонь. В небо над баркемпом поднялись сотни мыльных пузырей разных цветов, форм и размеров. Дети смогли оказаться внутри огромного пузыря, ловкими ладошками хлопали по радужным шарикам, запускали пузыри сами, а взрослые не расставались со своими телефонами, чтобы запечатлеть это волшебное зрелище и сохранить моменты радости и счастья. Это было шоу, в котором каждый зритель - волшебник.

А когда баркемп опустел, гости разъехались каждый своим путем в свою прежнюю жизнь, дела и заботы; шатры и палатки были разобраны - стало немного грустно. Но это была светлая грусть, ведь люди уезжали наполненными новыми знакомствами, мыслями, смыслами и чувствами, объятиями и улыбками, теплом и добротой
К нам притягиваются какие-то особенные люди, настоящие, живые, “баркемповские”. Это действительно так! Глядя сейчас на фото, мы не перестаем удивляться, как прекрасны ваши лица, как светятся ваши глаза и как приятно видеть, что каждая наша новая встреча - это по-любви! Как признался один из участников, всей семьей они ждут баркемпа, как какое-то важное и волшебное событие, как праздник, как Новый год!
И мы верим, что встретимся вновь, здесь на нашем пикнике. Хотим поблагодарить всех и каждого! Без вас ничего бы не было. Спасибо за доверие! Спасибо за интерес и участие! Спасибо за эти два дня напряженной работы ума и сердца! Мы вместе создавали атмосферу, в которой было место и веселью, и творчеству, и размышлениям. Мы не прощаемся, а говорим: “До новых встреч!” Ведь если вы приезжаете на баркемп, значит это действительно нужно!

А здесь мы сохраним на память ваши впечатления!
  • Огромная благодарность организаторам за душевность и безопасного созданного пространства. За то, что можно без стеснения подойти к спикерам, артистам, авторам статей и текстов и просто поболтать на любые темы так, как будто бы мы старые приятели. За каждую ленточку, завязанную вручную по всей территории для нашего уюта.
    Рады быть причастны, рады помогать создавать этот пикник на обочине.
    Оксана
    Йошкар-Ола
  • Баркемп - одно из моих любимых традиционных летних событий в нашей республике. Это прекрасный интеллектуальный праздник. Это общественная дискуссия, которой так мало в Марий Эл. Это прекрасный повод приехать, чтобы просто обняться с дорогими людьми, с которыми творили совместные гражданские и общественные инициативы.
    Людмила
    Йошкар-Ола
  • Два дня напряженной работы ума и сердца.
    Два дня просто быть собой, общаться с людьми "на одной волне" - это для меня большая роскошь.
    Все, что услышано за эти дни, - это пока зерна, которые еще предстоит проращивать.
    Светлана
    Самара
  • Люди, атомосфера, свобода. Спасибо за эту атмосферу, за эту любовь к людям, за эту свободу и легкость во всём.
    Что я возьму с собой? Чувство полета и вдохновения. Дождь, солнце, ветер - не важно, если рядом люди, готовые разделить с тобой момент, который тебе дорог.
    Екатерина
    Йошкар-Ола

Если вы хотите первыми узнавать новости о баркемпе в Марий Эл, подписывайтесь на наши соцсети:


ВКонтакте

Телеграм

А если у вас есть идеи для следующего баркемпа - связывайтесь с нами в соцсетях или по эл. почте


marielbarkamp@gmail.com

Made on
Tilda